Двигатель В.А. Мухина

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн AND

  • Постоянный участник
  • ****
  • Сообщений: 496
Двигатель В.А. Мухина

Изобретатель Валерий Мухин, которому выпало жить среди нас, не собирается нико­го пасти. Он всего лишь изобрел двигатель. Но не простой. Он убежден, что изобретение, если довести его до ума, по всем параметрам даст фору любым моторам внутреннего сгорания: и заполонившим все ДВС, и полуопальным роторно-поршневым и в конечном итоге тоже послужит всеобщему благу. Но вот уже три десятилетия наш земляк бьется, чтобы его скорбный труд и высокое стремление не пропали даром: не брать же их с собой в могилу, правда? Но человечество почему-то не спешит отдаться новой технической революции. И пока все благородные порывы Валерия Александровича отмечены лишь многочисленными российскими патентами и серебряной медалью пре­стижной международной выставки...
« Последнее редактирование: 01.04.2010, 12:31:00 от admin »
Не забудьте поделиться вашими результатами с другими! Жадность - вот что мешает таким вещам увидеть свет и сделать мир немного лучше.
Остановим либерально-шелудивый геофашизм и религию денег!

Оффлайн AND

  • Постоянный участник
  • ****
  • Сообщений: 496
Re: Двигатель В.А. Мухина
« Ответ #1 : 28.03.2010, 12:15:07 »
Тупик в конце просвета

Письмо в «Презент» начиналось внушительно: «Произошло событие, о котором нельзя умалчивать. Создан мотор XXI века и сопутствующие технологии...» Из приложения на трех листах ясно, что газеты и журналы не оставили это событие без внимания, - ни наши местные, ни московские («Техника - молодежи», «Техника и наука», «Изобретатель и рационализатор»). Публикаций, сдобренных чертежами, хватает.

Но писалось все это вовсе не для того, чтобы лишний раз увидеть в газете свое собственное имя. Или другое, ставшее уже нарицательным, - шотландского священника Роберта Стирлинга, который, в общем-то, и придумал новый тип двигателя в  далеком 1816 году. От привычных ДВС он отличается принципиально: у тех топливо горит внутри цилиндра, у этого - снаружи, и уже извне тепло нагревает газ в цилиндре. Внешнее сгорание - оно-то и является принципиальным новшеством.

Как это нередко бывает с гениальными открытиями, история дала «стерлингу» отлежаться. О нем вспомнили лишь спустя столетие. По словам Мухина, в 30-е годы им занялись крупнейшие фирмы: «Дженерал Моторс», «Форд», даже «Филипс». Но когда был проведен весь цикл научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, - исследователи зашли в тупик. И бросили двигатель до лучших времен. Решили, что если такие времена настанут, то вот тогда в общем-то хорошему «стирлингу» суждено расцвести.

Свет в конце тупика

Как нас учили, ничего идеального нет. Нет и идеальных двигателей. Все они чем-то грешат -одни больше, другие меньше, и задача конструктора - свести эти грехи до минимума. В разные времена осуждаются разные вещи. В годы энергетических кризисов не очень любят излишне прожорливых (вот почему, например, не пошел роторно-поршневой мотор, не сумевший доказать обратное). В эпоху борьбы за здоровый образ жизни от моторов требуют суровой чистоты выхлопов. А за дешевизной вообще гнались всегда. Ну а сегодня свет сошелся клином сразу на всех трех пожеланиях.

Насколько я понял, «стирлинг» в 30-е годы провинился дважды. Во-первых, он оказался негерметичным. Рабочее тело двигателя - а это гелий или водород под высоким давлением (в среднем 200 атмосфер) - легко ускользало из цилиндра. Газы быстро улетучивались через уплотнения манжетов, едва прикрывающих место ввода вала вращения. При этом моментально терялось давление, а зна­чит, и мощность мотора. А возить в багажнике запас довольно дефицитного «тела», чтобы подкачивать его у каждого столба, - явно не лучшее решение. К тому же довоенный двигатель оказался очень громоздким и дорогим - дороже всех известных.

Кто-то должен был спасти честное имя Стирлинга. И 30 лет на­зад Валерий Александрович подхватил то, что скрепя сердце похоронили все ведущие двигателисты.

Если опустить длинный список всех тягот и лишений, о которых писали даже в его родной вазовской газете, - Мухин излечил-таки обе ахиллесовы пяты «стирлинга». Облегчить и удешевить движок он смог, придумав принципиально новое устройство, где проходит цикл: рабочий цилиндр превратил в объемную роторную машину. Заодно избавил его от лишнего литья (в том числе цветного) и деталей: кривошипно-шатунного механизма, картера и прочих несвойственных ротору атрибутов. В результате габариты и масса двигателя уменьшились в пять раз. Мощность не пострадала.

Но это была лишь половина успеха.

Эврика - всегда эврика

Вторая половина, как это часто случается, оказалась гениально простой. Как спасти двигатель от утечек, Мухину подсказала сан­техника. Примерно так же, как Архимеду один из его чудесных законов.

Если честно, я и не знал, что предмет, которым мне время от времени приходится чистить засорившуюся раковину или ту же ванну (резиновая штуковина с ручкой), называется «вантуз». Но даже если бы и знал, меня бы все равно не осенило. Я не изобретатель и вообще далек от техники. А вот он, оттолкнувшись мыслью от этой неброской штуковины, изобрел свой герметичный ввод вращения (ГВВ), который как раз и был вознагражден серебром в Брюсселе. Между прочим, международная выставка так и называлась, по-архимедовски лаконично - «Эврика-96».

«Когда я взглянул на этот вантуз - у меня сразу идея, - рассказывает Мухин. - Так вот, я сделал эту резинку, хорошую, надежную, и получил патент. А потом мне пришла в голову еще одна идея: сделать эту хреновину стальной. Ведь резина имеет свойство размягчаться, а сталь выдержит температуру до 400 градусов. И теперь, если закачать гелий или водород, ни одной молекулы не выйдет. Год, два, сколько угодно не выйдет». Но, конечно, не все стало достоянием гласности: кое-что пришлось утаить во избежание научно-технического шпионажа. И российский представитель пока­зал европейским экспертам самый худший вариант ГВВ Мухина. «Если бы он показал лучший, была бы золотая медаль, - считает Валерий Александрович. - А поскольку он скрыл даже больше половины, - дали серебряную. Они хотели дать золото, но все узнать, понимаете? То есть нельзя показывать самое лучшее.

Понимаю. Но дело не в серебре или золоте. Все дело в том, что двойной успех нашего ближнего уже сегодня позволяет заслуженно дать заброшенному некогда двигателю двойную фамилию: «Стирлинг-Мухин». Но это пока мало кого интересует: наш вазовец никак не может объяснить даже своим собратьям по инженерному цеху (не говоря уже о прочей братии), что эта вещь - стоящая. Хотя, по его данным, она все-таки оживленно обсуждается в НТЦ. Но до генерального доводят информацию, что устройство бесполезно. «А - как же патенты? - удивляется мастер. - Разве могут выдать десяток - патентов на бесполезное устройство? Разве могут выдать на бес­полезное устройство престижную европейскую медаль?»

Но «мандатам доверия нету». А от кулуарных разговоров Мухину ни жарко, ни холодно. Он как был без денег и лаборатории, так и остался. Со своими патентами. И то недавно был вынужден отка заться от десяти из пятнадцати свидетельств: ведь за поддержание п рава числиться первооткрывателем надо платить госпошлину - по несколько сотен тысяч рублей в год. Я, было всплеснул руками от возмущения, но тут же опустил: «У нас сейчас неразбериха, так что не пытайтесь найти объяснение чему-то», - посоветовал изобретатель.

Кто памятник воздвигнет?..

О своем двигателе он готов рассказывать часами. И правильно: если верить Мухину, он стоит того. Во-первых, он почти бесшумен, поскольку нет присущих ДВС взрывов в цилиндре: во внешнем источнике топливо горит постоянно, как конфорка на кухне. Причем в любое топливо. Причем сгорает оно полностью, а значит - нетоксично. А значит, не источает канцерогены и аллергены подобно извергающим сажу и сизый дым дизелям. «Стирлинги» и без того выбрасывают в 5 раз меньше углеводородов и в 10 раз меньше нитратов - а если ввести катализаторы (например, напылить платину), можно добиться почти идеального горения. Вообще, цикл Стирлинга считается самым экономичным. Движку не надо глушителя. Ему не требуется смазка, а значит, эшелоны масла. Нет системы зажигания - соответственно и карбюратора. На все цилиндры одна форсунка. И так далее - все это изложено в литературе. А роторный “стирлинг”, придуманный Валерием Александровичем, теперь и вовсе делает его состоящим из одних плюсов. И даже роторные ДВС, которыми в свое время увлекся ВАЗ («мода пошла, а на самом деле это была ошибка»), не идут с ним ни в какое сравнение. И вообще ДВС, считает Мухин, исчерпали себя. Будущее за «Стирлингами». И он готов работать на это будущее вопреки всей суматохе буден.

Жаль, у него нет ни учеников, ни единомышленников - за все тридцать лет ему не попался ни один человек, который знал бы о “стирлинге” хотя бы чуточку больше, чем написано в популярных статьях (да и те все реже). Таких фанатов больше нет: все уперлись в ДВС и не хотят глянуть за горизонт. Поэтому он боится, что его огромный опыт - все, что выстрадано за три десятилетия - может так и остаться лежать мертвым грузом где-нибудь в семейном ар­хиве. И мечтает потратить остаток жизни на то, чтобы воплотить все это достояние в металл. Хочет, чтобы нашлась фирма, которая бы финансировала проектирование, изготовление и испытание «Стирлинга-Мухина». И рассчитывает на состоятельных и патриотически настроенных людей, которые помогли бы создать крошечную лабораторию. И поддержать дорогие ему патенты. В общем-то, бесценные.

К тому не зарастет народная тропа

Некоторые его идеи действительно кажутся фантастикой. Например, Мухин придумал, как сделать на базе своего двигателя тепловой насос для отопления целого города. Берет такой насос холодную воду из водоема и делает из нее горячую. Причем без сжига­ния топлива. Об этом два года назад писали в журнале 'Изобретатель и рационализатор». Одобрили идею и в «Технике - молодежи». И таких задумок у него много. Ну и что?

На ВАЗе Мухин с 1973 года. Честно и добросовестно работает на конвейер, тиражирующий себе носители ДВС, - миллион за миллионом. А «стирлинг» - хотя бы один... «23 года прошу генерального, чтобы он сделал промышленный образец», - говорит Валерий Александрович. Он-то убежден, что сам готов к этому абсолютно: на макетах все отработано - технология, конструкция, все пропорции.

Но тщетно. А ведь может случиться, что Запад снова перехватит инициативу. Или Восток. По словам Мухина, японцы уже приценивались: выясняли, сколько будут стоить наработки русских (читай - его изобретения) по «стирлингу». И ребята из столичных техничес­ких журналов вместе с представителем патентного ведомства на­звали им сумму в 1 миллиард долларов. Именно во столько обойдется информация о герметичном вводе всегда умевшим читать наши журналы патриотичным японцам.

Это если собрать все: сколько стоит проблема фреона, кото­рый можно сберечь от утечек, сколько - памятники старины, которые разъедают выхлопы и так далее... Герметичный ввод все это «закроет». «Информация стоит миллиард, а вы на этом сотни мил­лиардов возьмете», - был такой разговор, - подтверждает Мухин.

Он уверен, что переход от ДВС к «стирлингу» произойдет непременно, дизели сами собой умрут. Вот только грустно, что Россия и ВАЗ могут оказаться в стороне от этой исторической битвы, и при таком раскладе завод так и не выбьется в передовики.

Он, конечно, рассуждает со своей колокольни - но с цифрами в руках. Вот, в газете писали: чтобы создать национальную систему впрыска, нужно 1,5 - 2 миллиарда долларов. Но зачем впрыск, если есть роторный «стирлинг» с герметичным вводом?

«И все-таки он вертится!»

- готов воскликнуть создатель «Мухина-Стирлинга» вслед за одним из своих предшественников. Правда, тот плохо кончил, - но ведь история рассудила, и Галилея успели реабилитировать еще в этом тысячелетии.

Теперь, после стольких лет тягостных раздумий, Мухин не испытывает сомнений, что одним из первых шагнул на порог XXI века. Но время торопит. «Вы это обязательно отметьте. Мне 57 лет. Сколько у меня еще творческих лет, - я не знаю: три, может, пять?..» Он тоже когда-то просил за полную переуступку миллион долларов, а сегодня согласен всего на 200 миллионов рублей за то, чтобы завершить проектирование. Добавить кое-что на создание образца и показать-таки чудо грядущего века во всей его красе.

Он-то убежден: тем, кто вложится в это верное дело, зачтется еще на земле.


ДАННЫЕ БЫЛИ ВЗЯТЫ ИЗ www.stirlingmotors.ru/....htm
« Последнее редактирование: 01.04.2010, 12:32:03 от admin »
Не забудьте поделиться вашими результатами с другими! Жадность - вот что мешает таким вещам увидеть свет и сделать мир немного лучше.
Остановим либерально-шелудивый геофашизм и религию денег!

Оффлайн AND

  • Постоянный участник
  • ****
  • Сообщений: 496
Re: Двигатель В.А. Мухина
« Ответ #2 : 28.03.2010, 12:16:48 »
ИНТЕРЕСНАЯ ССЫЛКА www.treat.narod.ru/...26.html
« Последнее редактирование: 01.04.2010, 12:32:41 от admin »
Не забудьте поделиться вашими результатами с другими! Жадность - вот что мешает таким вещам увидеть свет и сделать мир немного лучше.
Остановим либерально-шелудивый геофашизм и религию денег!

AnatolyCh

  • Гость
Двигатель В.А. Мухина
« Ответ #3 : 20.01.2011, 23:25:02 »
Цитировать
Не забудьте поделиться вашими результатами с другими!
До двигателя Мухина, пожалуй еще далеко, но модель, превращающая низкоэнергетическое тепло  в механическую энергию получилась.
Работает даже от батареи отопления (слабенько - врать не стану). Но, на градиенте в 45-50 градусов 110 - 120 об/мин дает легко. С нагрузкой еще не испытывлся - пока не собрали подходящий генератор.
« Последнее редактирование: 20.01.2011, 23:33:44 от AnatolyCh »

Оффлайн admin

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7406
Двигатель В.А. Мухина
« Ответ #4 : 20.01.2011, 23:32:55 »
До двигателя Мухина, пожалуй еще далеко, но модель, превращающая низкоэнергетическое тепло  в механическую энергию получилась.
Работает даже от батареи отопления (слабенько - врать не стану). Но, на градиенте в 45-50 градусов 110 - 120 об/мин дает легко. С нагрузкой еще не испытывлся - пока не собрали подходящий генератор.

Симпотненько! А можно немного больше о конструкции?

AnatolyCh

  • Гость
Двигатель В.А. Мухина
« Ответ #5 : 20.01.2011, 23:53:41 »
Можно.
Низкотемпературный гамма - стирлинг без регенератора.
Материалы: дюраль, медь, сталь, органическое стекло, поролон, силикон. Винт является и средством частичного отбора мощности и маховиком.
В данном исполнении двигатель на 4 такта имеет 2 рабочих - один с положительной другой - с отрицательной тягой.
Мембрана дает механическую энергию как на фазе нагрева, так и на фазе охлаждения.

Если кто желает "замахнуться" и повторить нечто подобное - ориентировочные размеры, технология изготовления и отладки здесь: www.stirlingmotors.ru/....htm Этот чертеж разработали французы. Модель работоспособна - как говориться -"проверено на практике" :)

Но, у них в качестве мембраны используется полиэтиленовая пленка. В нашем случае не подошла из-за низкой прочности (образец разрабатывался - как серийное изделие).
Кроме этого п/э пленка дает большие потери при преобразовании давления в механическую работу.



AnatolyCh

  • Гость
Двигатель В.А. Мухина
« Ответ #6 : 21.02.2011, 22:13:10 »
Кто интересуется - можно посмотреть видеоролик работы представленного выше двигателя Стирлинга.
Качество не ахти, но в целом - дает представление. ;)